РЕКОНСТРУКЦИЯ КОНСТАНТИНОВСКОГО ДВОРЦА. Продолжение обзора

Продолжение Реконструкции константиновского дворца.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЯ ПО ПРОЕКТУ А. Н. ВОРОНИХИНА И Л. РУСКА

РЕКОНСТРУКЦИЯ константиновского дворца

Реконструкция дворца была перепоручена архитектору А. Н. Воронихину, перед которым была поставлена задача — сохранить в первоначальном виде фасады.
В 1802-1803 гг. А. Н. Воронихин выполнил проект и осуществил реконструкцию центральной части террасы дворца. Графических сведений об отделке интерьеров не сохранилось, однако, она, несомненно, была выполнена, поскольку уже в 1802 г. великий князь Константин Павлович, как сообщает современник, «перешел в западный дворцовый флигель, отделанный для сего по его плану». С этого времени западная часть дворца стала действительно обитаема. Косвенно это подтверждает опись спасенных при пожаре 1803 г. вещей, среди которых мебель красного дерева, живописные полотна, хозяйственная утварь. По предположению, в этот период собственные комнаты на каждом этаже были зонированы так: 1-й этаж — группа помещений дневного (рабочего) пользования; 2-й — группа представительских помещений; 3-й — помещения вечернего пользования, или «почиваль-ные» комнаты.
В ночь с 28 на 29 декабря 1803 г. в западной части здания начался пожар, полностью уничтоживший внутреннюю отделку и деревянные конструкции, » так что остались одни голые стены».
В 1804-1805 гг. дворец был восстановлен по проекту архитектора Л. Руска при участии архитектора П. Пильникова, живописцев Д. Феррари и Ф. Щербакова.
Л. Руска внес значительные изменения в трактовку силуэта здания. Он изменил форму крыши над центральным залом: создал высокий шатер с переломом и увенчал его башенкой — бельведером (купол бельведера транс-формировался в результате организации оптического телеграфа). Как свидетельствует выполненная по завершении строительства опись 1805 г., бельведер был окружен балюстрадой, на углах аттика установлены 4 вазы из пудостского камня, а между ними — 12 точеных дубовых ваз, завершался бельведер дубовым шаром. (В такой трактовке он был восстановлен в 1950 и 2003 гг.).
Именно в это время на северном фасаде были пристроены крыльца, позволяющие выходить из дворца на террасу, идея которых (в другой интерпретации) появлялась еще в чертежах середины XVIII в. Позднее они позволили организовать отдельный вход в апартаменты, занимаемые офицерами полка в летнее время.
Работы по восстановлению здания были проведены в кратчайшие сроки: по свидетельству современника, великий князь 15 июня 1804 г. разместился в западном флигеле дворца, который вновь был сдан в первую очередь.
Л. Руска возобновил идею Воронихина о ликвидации третьего зала (западная галерея) и создании на его месте в нижнем уровне парадных гостиных, а в верхнем — жилых помещений.
Гостиные были отделаны в духе позднего классицизма, с полихромной росписью потолков, расколеровкой стен и лепными десюдепортами. В некоторых из них были установлены изразцовые печи с вазами и бюстами в завершениях, в некоторых — мраморные камины с филенками и бронзовыми рамочками.

[ad#blok_v_tekste]
С этого времени собственные комнаты распространялись только на помещения западного флигеля и западного крыла 3-го этажа и состояли из камердинерской с доготовочной плитой, «собранной» (видимо, гардеробная), опочивальни, вечернего кабинета, «планной», маленького кабинета, библиотеки и картинных комнат. Замыкали эти комнаты помещения для адъютанта великого князя. К сожалению, нам не известно, какие были выполнены росписи на плафонах некоторых помещений, где работал Ф. Щербаков. Описания этих помещений не дают полного представления об этом. Однако о деталях интерьера можно уверенно утверждать по описи — дубовые паркеты, фаянсовые печи с вазами, камины.

Константиновский дворец. Проект Русака
Рис. 9. Проект Л. Руска и А. Н. Воронихина. 1805г.
а — северный фасад, б — план второго этажа (предстоящая планировка), в — план второго этажа (осуществленная планировка)

История дворца этого периода тесно связана с историей Конного полка, шефом которого являлся Константин Павлович. Фактически с 1806 г. в помещениях восточной половины 1-го этажа дворца размещались канцелярия, офицерская, лазарет, квартиры адъютантов великого князя и избранных офицеров, служивших в полку. В подвале этой части фактически до начала 1830-х гг. размещались конюшни и гауптвахта. Кроме указанных помещений, адъютанты занимали 2-й и 3-й этажи восточного флигеля (в последнем, судя по источникам, некоторое время размещались арсенал и «швальные» комнаты).
С 1815 г. в. к. Константин Павлович, в основном, проживал в Варшаве, исполняя роль наместника Царства Польского. Изредка посещал Петербург и Стрельну, осматривал состояние усадьбы и давал распоряжения по управлению хозяйством.
В 1820-е гг. парадные интерьеры дворца (а также фрагментарно жилые 3-го этажа) в результате косметических ремонтов утратили настенную живопись, имитировавшую филенки, панели и пилястры.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЯ В СЕРЕДИНЕ
XIX ВЕКА ПО ПРОЕКТАМ Х. Ф. МЕЙЕРА И А. И. ШТАКЕНШНЕЙДЕРА

[ad#blok_ssilok]
После скоропостижной смерти великого князя Константина Павловича в июне 1831 г. Стрельна в сентябре того же года была пожалована Николаем I своему сыну — Константину Николаевичу (фактически племяннику Константина Павловича). Однако по малолетству нового владельца дворец находился в управлении Департамента Уделов до совер-шеннолетия великого князя ( в 1847 г.).
На протяжении этого периода за внебрачным сыном Константина Павловича П. К. Александровым (Старшим) некоторое время было закреплено право проживания во дворце в выбранных им помещениях. Такое же право сохранялось за некоторыми приближенными покойного хозяина: служащими его двора и высокопоставленными офицерами Конного полка (некоторые из них ремонтировали закрепленные за ними помещения за собственный счет). Однако существенных изменений не происходило. Николай I неоднократно посещал дворец, и по его указаниям снаружи и внутри здания проводились косметические ремонты. Согласно некоторым источникам, в здании проводились мероприятия с участием членов императорской фамилии. Видимо, к этим событиям также проводились ремонтные работы.
В 1833 г. на башенке бельведера был устроен оптический телеграф, в ряде помещений проводились незначительные перепланировки для размещения обслуживающего персонала.
Некоторая часть строительных работ была связана с ликвидацией в восточной части подвала дворца конюшни, оставшейся со времен Константина Павловича.
В 1847 г. по проекту архитектора Х. Ф. Мейера была начата реконструкция дворца с целью создания жилого комплекса для великокняжеской семьи, соответствующего новым представлениям об эстетике и комфорте.
В 1848 г. в связи с ухудшением здоровья Мейера работы были переданы архитектору Лангвагену, а после смерти Мейера в августе 1848 г. их возглавил А. И. Штакеншнейдер.
Основные принципы планировочных изменений были заложены при Мейере.
Объемно-пространственная композиция дворца осталась без изменений (рис. 10), а его фасады в очередной раз подверглись косметическому ремонту. Масштабы этого ремонта прослеживаются в известном отчете (1849 г.), где Штакеншнейдер перечисляет отбивку штукатурки по всем фасадам с новым оштукатуриванием стен, пилястр, тяг, «с постановкой новой лепной работы» и грунтовкой; замена всего наружного карниза «по ветхости»; замену цоколя с кордоном и подоконниками цокольного этажа, цоколя и баз колонн аркады из пудостского камня путиловской плитой; укладку по периметру здания тротуара из лещадной плиты; выборочную переборку перемычек над дверями, окнами, арками; выравнивание (от 2 до 3 вершков кирпича) и облицовку (от 1/4 до 1/2> кирпича) стен; полную замену кровельного железа с последующей окраской в зеленый цвет (3 раза).
Наконец, опись дворца 1851 г. дает представление о цветовом решении фасадов дворца на этот период: стены «. покрыты свет-лопалевым коллером.», для облицовочных работ использована путиловская плита «. серого слоя.»; металлические покрытия, водосточные трубы, колпаки дымовых труб, флюгарки, окрашены, как и кровля, зеленой масляной краской. Стены башенки бельведера снаружи обшиты листовым железом и окрашены под цвет фасада масляной краской; 12 деревянных ваз и 4 каменные вазы на шатре бельведера окрашены под цвет фасада. Фасады дворца дополняются металлическими балконами (веранда с остеклением и балкон из комнат в. к. Александры Иосифовны), западная и восточная лестницы в аркаде, решетки которых изготавливаются с применением стилизованных растительных орнаментов, характерных для 2-ой половины XIX в. с введением в орнамент инициалов владельцев дворца «К и А» (под короной) с последующим золочением деталей. В 1860-х гг. формируется новое решение пространства аркады дворца, где появляются лестницы (упомянуты выше) из комнат 1-го этажа и продольный пояс остекления в среднем ряду колонн, а южный фасад аркады драпируется маркизами.

Помещения дворца можно условно разделить на следующие функциональные группы: парадные залы и комнаты (центральная часть 2-го этаж); «собственная половина» в. к. Константина Николаевича и в. к. Александры Иосифовны (западная половина 1-го этажа); «детская половина» (2-й этаж западного флигеля); «гофмейстерская половина» (2-й этаж восточного флигеля); «гостевая и фрейлинская половины» (восточная часть 1-го этажа); «адъютантская и воспитательская половины» (3-й этаж восточного флигеля и западная часть 3-го этажа); «церковная половина» (3-ий этаж восточного флигеля, существовала с 1851 по 1861 г.); служебные и кухонные помещения (подвал дворца).

Константиновский дворец. Проект А. И. Штакеншнейдера
Рис. 10. Проект А. И. Штакеншнейдера и др.:

а — фиксационный чертеж северного фасада с проектом реконструкции террасы 1847.
б, в, г — планы 1, 2, 3 этажей 1851 г.

[ad#blok_ssilok]
Реализованные объемно-планировочные решения отвечали новой концепции использования. Для повышенного удобства была устроена дополнительная деревянная лестница из собственных комнат 1-го этажа в парадные комнаты 2-го этажа, а каменная угловая лестница восточного флигеля продлевалась до 3-го этажа, в связи с организацией домовой церкви.
Была организована «опочивальня Их Высочеств» со смежным ватерклозетом, умывальным шкафом и гардеробом. То же совмещение (без гардероба) наблюдается в детских и гофмейстерских комнатах. В упрощенном виде эта схема была перенесена на адъютантские, воспитательские и служебные помещения.
Планировочные решения парадных залов и комнат сохраняются в прежнем виде.
Текущий этап оказался важнейшим в части декоративного оформления помещений дворца. Стены и потолки многих помещений дворца (в подвале полностью) были вновь оштукатурены «под правило» с ремонтом лепного декора (за исключением помещений с живописью, где была проведена реставрация). Заново были оштукатурены и получили новое декоративное оформление (фигурные лепные филенки с расколеровкой) угловые лестницы флигелей.
[ad#blok_v_tekste]
Опись 1851 г. сообщает о малой парадной лестнице на «собственной половине» (западный флигель): «… стены в оной все в тягах расписаны разными колерами, а потолок расписан под лепное украшение… перила чугунные крашенныя под бронзу с поручнями красного дерева… подъемная машина…»; о большой парадной лестнице: «. стены все расписаны в тягах различными колерами, а потолок расписан под лепное украшение …перила железные крашенныя под бронзу с поручнями ясневаго дерева.».
А. И. Штакеншнейдер существенно изменил декоративное оформление Военного зала,
(позднее он стал называться Голубым). О капитальном характере работ в Голубом зале свидетельствует тот факт, что стены и плафон «по совершенной неправильности» были «от полу до карниза перештукатурены вновь». При этом от прежнего решения живописного оформления стен и падуг плафона в технике гризайль с элементами военной символики решили отказаться. Штакеншнейдер применил прием фигурных филенок, исполненных в живописи на падугах и стенах зала, заменил прежние печи мраморными каминами.
В комнатах парадной анфилады была реставрирована живопись плафонов с введением в ряде помещений на стенах живописных филенок «под лепку» (например, гостиная в северо-западном углу с балконом). Сохранялись старые мраморные камины, дополнительно вводились «шведские печи» (кирпичные, оштукатуренные, с тягами, расколеров-кой и мраморной плитой).
Фотографии и опись 1851 г. позволяют нам судить о характере декоративного убранства парадных залов.

МИХАЙЛОВ Г. В. ГЕРАСИМОВ В. В.

www.georec.spb.ru

Продолжение: Мраморный зал и Голубой зал.

Никита / автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: