Какая странная судьба императора Наполеона. В борьбе с Россией он потерял свою славу и Россия же сооружает ему надгробный памятник.
Так сказал Николай Первый, передавая Франции для саркофага Наполеона 40 тонн карельского малинового кварцита.
Экспедиции в поиске камня, достойного украсить надгробия Наполеона Бонапарта обошли покоренные когда-то им Африку и Европу, но красивее карельского малинового кварцита, предложенного русским царем, не нашли.
В те времена этот малиновый кварцит именовали шоханским порфиром. Слово шоханский от названия карельской деревушки – Шокша, неподалеку от которой находиться единственное в мире месторождение малинового кварцита, а порфир – от греческого пурпурный. Этот цвет издревле считался символом царской власти.
Александр Васильев, механик:
Вот малиновый кварцит после обработки, после распиловки и полировки. Если сравнить его с природным камнем, то он и так по своей красоте притягивает взор, а после обработки малиновый кварцит становиться просто необычайно красивым.
Коллекция моих камне постоянно пополняется и скоро Вы узнаете об одном уникальном камне Чтобы быть первым, кто узнает, что это за камень —
Малиновый кварцит — украшение Санкт-Петербурга
Малиновый кварцит украшал в Санкт-Петербурге самые важные храмы, дворцы и памятники. Камень бога, царя и бессмертных героев или вельможный камень, как называли его тогда.
В 1778 году итальянский архитектор Ринальди поместил монолит карельского малинового кварцита в основание Чесменской колонны, памятника посвященному победам русого флота в русско-турецкой войне.
Спустя несколько лет архитектор из Шотландии Чарльз Камерон украсил малиновым кварцитом интерьеры и летние парадные императорской резиденции царского села.
Малиновый кварцит знаменит, конечно, своей прочностью и долговечностью. Если сравнивать с другим камнем, неважно будь то гранит или габбро-диабаз, то он на 2 порядка долговечнее.
В начале 18 века малиновый кварцит и ценили только за прочность. Из малинового кварцита тогда делали огнеупорную обкладку доменных печей, только через полвека опомнились, что бросают в печи драгоценный камень.
Шокшинский карьер взяло под свой контроль управление царского двора, карьер стал работать и добывать малиновый кварцит на госзаказы.
Вскоре после войны с Францией Александр Первый назначил императорским архитектором француза Аугусто Монферрана, который был приглашен, чтобы построить главный храм России Исаакиевский собор. Ступени к алтарю и нижнюю часть иконостаса собора Монферран украсил малиновым кварцитом.
В южном нефе собора стоит бюст архитектора, сделанный его учеником из всех тех пород камня, которые Монферран выбрал для постройки собора. Монферран одет в плащ из шокшинского кварцита.
В 1859 году напротив Исаакиевского собора был установлен памятник Николаю Первому, передавшему Франции малиновый кварцит для гробницы Наполеона. Пьедестал памятника Николаю, по проекту архитектора Монферрана облицован, опять же, малиновым кварцитом.
Малиновый кварцит в Эпоху Советского Союза
Советский Союз перенял царскую традицию использования малинового кварцита. Самым известным московским сооружением, где был использован малиновый кварцит, стал мавзолей Ленина. Когда в 1924 году Ленин умер, на красной площади наскоро построили деревянный мавзолей. Буквы «ЛЕНИН» выложили рейками. 3 года спустя, началось строительство каменного здания. Малиновый кварцит украсил вершину пирамиды мавзолея и интерьер траурного зала. А главное, малиновым кварцитом на огромном монолите из черного лабрадорита сделали инкрустацию слова «ЛЕНИН». С тех пор красно — черный мавзолей с красной надписью на фоне красного кремля стал символом Советского Союза.
Шли годы, малинового кварцита добывали все больше, а технология его добычи и обработки практически не менялась с 18 века. Как рассказывает Михаил Александрович Пиджаков, который 30 лет проработал на шокшинском карьере, делал инструменты для добычи и обработки малинового кварцита. Кузница стояла на берегу Онеги и не была механизирована, все работали вручную – ручная ковка была. Малиновый кварцит добывали пробуривая вручную. Взрывали порохом, а от взрывов шокшинский камень сильно крошился, появлялись трещины и было очень трудно добыть большие блоки малинового кварцита.
Шокшинский кварцит вручную грузили в вагонетки и по узкоколейке возили на берез озера, где выгружали и, опять же, вручную обрабатывали. Затем малиновый кварцит снова складывали на вагонетки и везли уже на причал. Другой работы на шокшинском карьере не было, и здесь трудились целыми семьями, приходили из деревни Шокша.
Отец Мизаила Александровича, старшего работника шокшинского карьера, был столяром в 30-е годы недалеко от шокшинского карьера он строил рабочий поселок, дома, клуб, больницу. Но началась война и, отступая, партизаны поселок подожгли, а окончательно он сгорел, когда отсюда уходили финны. После войны снова приходилось ходить на карьер из Шокши – 6 км. Вечером с каторжной работы и с утра снова 6 км. И пораньше выйти, чтобы не опоздать.
У мастеров был специальный щит, на него вешали личный номерок, который находился у каждого рабочего. Утром пришел в 8 часов, номерок повесил. Мастер (управляющий шокшинским карьером) в 8 часов пришел, проверил все ли номерки на месте, если в 8.15 номерка не было, работника судили.
В 1940 году Ленинградский институт огнеупоров вел технологические испытание малинового кварцита и пришел к выводу, что он (шокшинский кварцит) может быть прекрасным материалом для металлоплавильных печей и снова кварцит стали бросать в печь. С тех пор только 3% добываемого здесь малинового кварцита шло на декоративные цели.
В 1944 году шокшинский малиновый кварцит украсил пилоны станции метро Бауманская. Первоначально она должна была называться спартаковской. Архитектор задумал ее в древнеримском стиле, между пилонами из малинового кварцита должны были стоять статуи гладиаторов, напоминающие о великом революционере античного мира – Спартаке. Но началась Великая Отечественна Война и ниши между пилонами заняли скульптуры защитников родины и тружеников тыла. Торец станции украсили мозаичным панно с портретом Ленина. Некоторые элементы этой мозаики из малинового кварцита.
Малиновый кварцит и мавзолей
Когда умер Сталин шокшинский карьер почему-то не получил заказ на поставку малинового кварцита для имени еще одного вождя на мавзолее. Плиту со словом Ленин просто покрасили, сначала розовой смолой, затем черной краской под гранит, нарисовали голубоватые искринки, как на настоящем лабрадорите и малиновой краской написали «ЛЕНИН СТАЛИН». Таким мавзолей предстал перед москвичами в день похорон Сталина. На то, чтобы сменить блок лабрадорита ушло бы не менее полугода, заранее об этом никто не позаботился, кто бы посмел говорить о смерти вождя.
Делать новый блок из камня не спешили, да и вырубить второй такой блок из лабрадорита было не так просто. Казалось бы, вынуть старый каменный блок, повернуть его другой стороной и сделать новую инкрустацию, но для этого пришлось бы оставить мавзолей, по крайней мере, на месяц с дырой вместо имен вождей.
С покрашенным фасадом и нарисованными буквами мавзолей простоял 7 лет. Зимой, когда монолит покрывался инеем, на нем проявлялись буквы из малинового кварцита «ЛЕНИН». Наконец на московский камнеобрабатывающий завод в Долгопрудном привезли новый блок и сделали инкрустацию все тем же малиновым кварцитом.
Как рассказывает Андрей Балашов, заместитель директора камнеобрабатывающего завода, каменный блок не могли кранами снять, вес очень большой был. Максимальная грузоподъемность крана была 20 тонн, а блок лабрадорита весил 35 тонн.
Каменную плиту на мавзолее сменили, прежний каменный блок комендант кремля приказал коменданту мавзолея отвести на кладбище и распилить на памятники. Но комендант мавзолея, рискуя не только должностью, но и жизнью, ослушался. Он забрал у водителя путевой лист и велел вести груз на камнеобрабатывающий завод в Долгопрудный. Позвонил своему другу директоры завода и попросил сохранить.
Новый каменный блок простоял на мавзолее всего полтора года. Вечером 31 октября 1961 года красную площадь закрыли, мол, нужно отрепетировать парад техники к празднику октября. Мавзолей огородили щитами, быстро вынесли и перезахоронили Сталина за мавзолеем у кремлевской стены и тут же сменили вывеску.
Андрей Балашов, заместитель директора камнеобрабатывающего завода, рассказал, что старый каменный блок демонтировали и увезли, поставили новый и все это было проделано за одну ночь. Хотя работы была проведена огромная, необходимо было вокруг все камни разобрать, поставить новый блок камня и снова собрать все воедино.
Плиту «ЛЕНИН СТАЛИН» снова привезли на камнеобрабатывающий завод, сгрузили и засыпали камнями. Сохранность блока контролировал комитат Госбезопасности. А в 1996 году плиту достали из под завалов и поставили у дороги между цехами. Но теперь уже за ее сохранность не отвечал никто. Рабочие потихоньку выковыривали буквы из малинового кварцита и разбирали на сувениры. Осталась одна лишь только буква «С»
Жаль, конечно, что не сохранилось все в первоначальном виде, но черные провалы вместо букв из малинового кварцита выглядят сейчас, пожалуй, выразительней. Настоящий памятник эпохе.
Один американский коллекционер хотел выкупить этот блок у камнеобрабатывающего завода, но ему отказали. Предлагал, говорят, миллион долларов, но разве можно такую красоту продать?
Шокшинский карьер и сейчас иногда поставляет на завод малиновый кварцит для реставрации мавзолея. Но самыми важными и почетными карьер считает, все-таки, не эти заказы.
В конце 60, начале 70 годов в Советском Союзе создавали мемориалы, посвященные Великой Победе.
Шокшинский карьер поставлял малиновый кварцит для мамаева кургана в Волгограде.
Для братской могилы в столице Карелии Петрозаводске, тоже использовался малиновый кварцит.
Для монумента героям – защитникам Ленинграда
К 25-летию разгрома фашистов под Москвой в Александровском саду перезахоронили прах неизвестного солдата – мемориал облицевали малиновым кварцитом.
А рядом в аллее городов- героев под блоками из шокшинского камня хранятся урны с землей с мест боев в Севастополе, Одессе, Новороссийске и других городах.
Так во второй половине прошлого века малиновый кварцит — бывший вельможный камень, бывший камень императоров и вождей по праву стал камнем героев Великой Отечественной Войны.
Скоро я пополню свою коллекцию еще одним интересным камнем. Чтобы быть первым, кто узнает, что это за камень —